МОУ "СОШ № 3 г. Балабаново"
г. Балабаново, Боровский район, Калужская область
  • Функциональная грамотность

    Изображения.

    Что такое «функциональная грамотность»?

    Одно из наиболее распространенных определений функциональной грамотности дал советский и российский лингвист и психолог Алексей Алексеевич Леонтьев:
    «Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».
    Такое определение очень созвучно тому, которое используется в Программе международного сравнительного исследования PISA – исследования функциональной грамотности 15-летних школьников. Основной вопрос данного исследования: «Обладают ли обучающиеся 15-летнего возраста навыками и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в обществе?».
    В исследовании оценивается, главным образом, способность использовать полученные знания, умения и навыки для решения самых разных жизненных задач. Основные направления исследования: читательская грамотность, математическая и естественнонаучная. 
    Каждое задание PISA – это отдельный текст, в котором описывается некоторая ситуация жизненного характера. К тексту прилагается от одного до шести заданий разного уровня сложности. При выполнении заданий учащийся должен понять и решить проблему, которая лежит вне рамок предметной области, вне изучаемого учебного материала.

      

    Составляющие функциональной грамотности

    1. Читательская грамотность. Способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
    2. Естественно-научная грамотность. Способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями.
    3. Математическая грамотность. Способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.
    4. Финансовая грамотность. Совокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния и повышению качества жизни.
    5. Креативное мышление. Способность продуктивно участвовать в  процессе выработки, оценки и  совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, и/или нового знания, и/или эффектного выражения воображения.
    6. Глобальные компетенции. Сочетание знаний, умений, взглядов, отношений и ценностей, успешно применяемых при личном или виртуальном взаимодействии с людьми, которые принадлежат к другой культурной среде, и при участии отдельных лиц в решении глобальных проблем.

    Функциональная грамотность (презентация)

    План мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности

    План мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности 2024г. 

    Результаты мониторинга читательской грамотности в 5 классах. Апрель 2022г.

    Результаты мониторинга читательской грамотности 6 класс 6 мая 2022г.

    Результаты мониторинга читательской грамотности 7 класс 6 мая 2022г.

    Результаты мониторинга читательской грамотности 8 класс 6 мая 2022г.

    Результаты мониторинга математической грамотности 5 класс 11 мая 2022г.

    Результаты мониторинга математической грамотности 6 класс 11 мая 2022г.

    Результаты мониторинга математической грамотности 7 класс 12 мая 2022г.

    Результаты мониторинга математической грамотности 8 класс 13 мая 2022г.

    Отчет по результатам мониторинга по функциональной грамотности 8 класс 2023 г.

    Отчет по результатам мониторинга по функциональной грамотности 9 класс 2023 г.

    Полезные ресурсы:

    Демонстрационные материалы ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования»

    Ссылка: http://skiv.instrao.ru/support/demonstratsionnye-materialya/index.php

    Центр оценки качества образования ИСРО РАО

    Важнейшими задачами Центра являются: проведение фундаментальных и прикладных исследований в области оценки качества образования; разработка научно-методичеcкого обеспечения исследований по оценке качества образования; сравнительная оценка качества образования в России и странах мира.

    Ссылка: http://www.centeroko.ru

    СИПКРО. Функциональная грамотность обучающихся

    Методические пособия для педагогов по преподаванию курса «Развитие функциональной грамотности обучающихся основной школы». Материалы для организации и проведения региональных мониторингов степени сформированности читательской, математической и естественнонаучной грамотности обучающихся

    Ссылка: https://www.sipkro.ru/projects/funktsionalnaya-gramotnost/

    Примеры открытых заданий по функциональной грамотности PISA

    Ссылка: http://center-imc.ru/wp-content/uploads/2020/02/10120.pdf

    Примеры открытых заданий по математической грамотности PISA

    Ссылка: https://rikc.by/ru/PISA/2-ex__pisa.pdf

    Примеры открытых заданий по естественнонаучной грамотности PISA

    Ссылка: https://rikc.by/ru/PISA/3-ex__pisa.pdf

    Примеры открытых заданий по финансовой грамотности PISA

    Ссылка: https://rikc.by/ru/PISA/5-ex__pisa.pdf

    Примеры открытых заданий по читательской грамотности

    Ссылка: https://rikc.by/ru/PISA/1-ex__pisa.pdf

     
    Рекомендуемые электронные ресурсы (для формирования функциональной грамотности)

    ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской Академии наук»

    http://skiv.instrao.ru/support/demonstratsionnye-materialya/chitatelskaya-gramotnost.php

    СИПКРО

    http://old.sipkro.ru/index.php/86-подразделения/1381-fgo

    Издательство «Просвещение»

    https://media.prosv.ru/fg/

    Банк тестов

    https://banktestov.ru/test/3674

    Марафон по функциональной грамотности. Яндекс-Учебник

    https://yandex.ru/promo/education/specpro/marathon2020/main

    Найдено: 5

    День функциональной грамотности

    18 мая в нашей школе прошел день функциональной грамотности в 2-8 классах. В течение учебного дня было проведено 10 мероприятий по разным направлениям: математическая грамотность, финансовая грамотность, естественно-научная грамотность, читательская грамотность и креативное мышление. На всех уроках присутствовала администрация школы.  

    В рамках дня функциональной грамотности одним из мероприятий стал урок в 8 классе по теме «Лекарство от изжоги», который провела учитель химии Бараковская Ирина Александровна в рамках реализации мероприятий по естественно-научной грамотности. Ребята разобрали состав известных препаратов, на практике провели реакции нейтрализации избытка соляной кислоты при изжоги и предложили варианты веществ для нейтрализации кислот, использующихся в быту. 

    Изображения1.
    Изображения1.
    Изображения1.
     По естественно-научной грамотности урок в 6а классе по теме: «Условия прорастания семени» провела учитель биологии Анпилогова Клавдия Ивановна. Ребята совместно с учителем определили все условия прорастания семени, а также смогли правильно выполнить все задания.
    Изображения2.
    Изображения2.

     

    По финансовой грамотности уроки прошли во 2а и 8а классах. Классный руководитель 2а класса Скачкова Евгения Викторовна на уроке математики с учащимися разобрали задания о доходах и расходах семьи. Урок прошел увлекательно и познавательно, ребята смогли правильно распределить доходы семьи, посчитать остаток и предложить варианты его распределения.

    Изображения3.
    Изображения3.

     

    Учитель математики Пронченкова Анна Ивановна  познакомила учащихся 8а класса с таким понятием, как мошенничество в интернет-магазине. Ребята разобрали способы обнаружения махинаций, а также предложили свои варианты целесообразных затрат. В конце урока ребята с учителем дискуссировали о том, как не попасть «на удочку» к мошенникам. Каждый учащийся смог предложить правильные действия для разоблачения мошенничества.

    Изображения4.
    Изображения4.

     

    Уроки математической грамотности также прошли в начальной и средней школе. На уроке с заданиями математической грамотности познакомились учащиеся из 3а класса. Классный руководитель Курбакова Наталья Ивановна предложила ребятам сравнить стоимость покупок к праздничному столу в разных магазинах. Ребята с большим интересом посчитали стоимость покупок во время скидок и пришли к выводу, что прежде чем что-то купить, лучше сравнить цены и выбрать оптимальный вариант. 

    Изображения5.
    Изображения5.
    Изображения5.

     

    Фрагмент математической грамотности был разобран на уроке в 7а классе. Леонова Наталья Ивановна разобрала с ребятами решение задач на практике (поиск углов строящегося дома, перевод из шкалы Фаренгейта в шкалу Цельсия, частота пульса при физической нагрузке, зависимость нормы пульса от возраста и другие).

    Изображения6.
    Изображения6.

     

    Широко применяемым направлением в урочной деятельности стала читательская грамотность. Урок на тему «Доброта и милосердие в рассказе А.И.Куприна «Чудесный доктор»» провела учитель русского языка и литературы Михайлова Оксана Ивановна, которая использовала на уроке метод шести шляп. Прочитав текст, ребята с легкостью смогли порассуждать о главных героях и их поступках, о положительных и отрицательных качествах, смогли выразить свое отношение как к самому произведению, так и к главным героям. Наличие шляп во время урока способствовало концентрации внимания на главных этапах урока. 

    Изображения7.
    Изображения7.
    Изображения7.

     

    В 4 классах фрагменты читательской грамотности ребята разобрали на уроке иностранного языка, которые провели Хоменко Галина Александровна и Белова Любовь Алексеевна. Педагоги в начале урока вспомнили лексику и грамматику по темам «Еда» в 4а классе и «Мой сосед-повар» в 4б классе. Ребята смогли прочитать тексты по выбранным темам, кратко их пересказать, порассуждать о любимой еде и о национальных блюдах в других странах. 

    Изображения8.
    Изображения8.
    Изображения8.

     

    В 5а классе учитель русского языка и литературы Яроцкая Юлия Сергеевна разобрала с ребятами задания по читательской грамотности, используя несколько типов текста: статья, интервью и карта с описанием путешествий. Ребятам надо было понять в чем смысл каждого текста, порассуждать и назвать несколько причин происходящего. Больше всего ребятам понравилось задание с интервью, они научились сопоставлять действия, происходящие в тексте с реальными историями из жизни.

    Изображения9.
    Изображения9.

     

    В завершении мероприятий по формированию функциональной грамотности у школьников прошло методическое совещание, на котором все педагоги, проводившие уроки по функциональной грамотности, поделились опытом работы в своем направлении, рассказали о заданиях, которые ребятам даются легко и сложно, пришли к выводу в каком направлении необходимо работать дальше. Заместитель директора по УВР Бараковская И.А. продемонстрировала итоги мониторинга по функциональной грамотности учащихся 5-8 классов. Решением методического совещания стало увеличение использования в урочной деятельности заданий по формированию функциональной грамотности, а также проведение повторного мониторинга в конце 1 четверти 2022-2023 учебного года.

    Изображения10.
    Изображения10.

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie