МОУ "СОШ № 3 г. Балабаново"
г. Балабаново, Боровский район, Калужская область
  • О школе

    Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 3 г. Балабаново»

    МОУ «СОШ № 3 г. Балабаново»

    Муниципальное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа № 3 г. Балабаново" основывает свою деятельность на традициях классического отечественного образования в сочетании с инновационными методиками и современными технологиями. 

    История школы

    1 января 1912 года Боровское уездное земство получило от Министерства народного просвещения пособие в размере 14730 рублей 15 копеек на введение всеобщего обучения. Был проведен смотр земских и министерских школ, на основе которого было принято решение построить в Балабаново  школу на два комплекта.
       Уже в 1913 году в Балабаново была открыта школа. Это было одноэтажное деревянное здание с двумя классными помещениями, перегородка отделяла один класс от другого. В праздничные и торжественные дни перегородку раздвигали – получался большой зал, в котором устраивались концерты для родителей, рабочих кирпичного завода. До 1913 года дети из Балабаново и окрестных деревень ходили в церковно-приходскую школу в село Старо-Михайловское, а из более зажиточных семей дети учились в Боровском уездном училище. Кто был первым директором, установить не удалось. Известно только что после революции 1917 года Балабановская земская школа была преобразована в школу первой ступени, а в 30-ые годы - семилетнюю. Директором школы был Николай Осипович Николаев(1934-1940). 
       На базе этой школы в 1924 году был организован ликбез. Заведующая волостной избой-читальней  в деревне Киселево, Полина Тимофеевна Соловова, активно участвовала в движении по ликвидации безграмотности. Помогал ей сельский активист Карпенко. В 1929 году им на помощь  была прислана выпускница Боровской единой трудовой  школы второй ступени Клавдия Ивановна Стеснягина, которая в 1930 году стала работать учителем русского языка и литературы. В борьбу за ликвидацию безграмотности включились и дети, которые заставляли своих родителей идти в школу. Известны фамилии пионеров 30-х годов: Бугненко, Богатырева. В эти годы пионеры ходили по домам и читали вслух неграмотным, записывались в кружки “Юных буденовцев”- ухаживали за колхозными конями, становились членами кружка “Ворошиловский стрелок”, в котором учились метко стрелять из спортивного оружия. Вели антирелигиозную пропаганду. Школа, о которой говорится, к сожалению, не сохранилась, остались только фото. 
       Поселок рос, было принято решение о строительстве нового здания  для школы, рядом со старой земской школой. В 1940 году было построено новое двухэтажное кирпичное здание, рассчитанное на триста учеников. Директором школы назначили Павла Ивановича Ритора, завучем - Клавдию Ивановну Стеснягину. Но старую школу не закрыли, в ней продолжали учиться дети начальных классов. Позднее помещение старой средней школы использовалось под жильё для учителей, там находился интернат для детей из отдаленных деревень, а потом здание приспособили под спортивный зал.
       1941 год. Война. Павел Иванович Ритор и мужчины-учителя надели солдатские шинели, и ушли на фронт. С этого момента о судьбе Ритора ничего неизвестно. Вот некоторые фамилии выпускников 1942 года ушедших вместе с 113-ой дивизией: Харитонов, Иванов, братья Каробуты, Боржов, Мартынов, Чубенников, Донечкин. Только трое из них вернулись с фронта: Харитонов, Чубенников, Донечкин.
       Бои с немецко-фашистскими полчищами на Боровской земле начались 10 октября 1941 года, 22 октября жители поселка оказались в оккупации. В здании школы немцы организовали госпиталь для раненых. Умерших офицеров и солдат немцы хоронили за старой школой. 31 декабря 1941 года немцы были изгнаны из Балабаново. Ещё горели дома, а жители поселка вышли очищать улицы от завалов. Первой в школу пришла Стеснягина К.И., назначенная директором после ухода на фронт Ритора. В школе не осталось ни одного целого стекла, под ногами шуршала штукатурка, валялись грязные бинты, пахло карболкой. “Кое-как привели в порядок школу, и ученики сели за парты- столы на козлах, - рассказывала Клавдия Ивановна. – Нам помогал председатель поссовета Здобнов Семен Павлович, вернувшийся из эвакуации. Классов не хватало и мне, как директору приходилось принимать меры, чтобы не срывать учебный процесс, так как первый этаж ещё был занят распределительным батальоном, в который поступали вылечившиеся бойцы и откуда их направляли во фронтовые части. Поскольку в школе не хватало классных комнат, был занят пустующий дом - бывший трактир Григорьева, там, где сейчас аптека. Учителя, в основном женщины, бегали на уроки из школы в школу через железнодорожные пути. В школу в эти дни ходили дети из деревень Киселево, Лапшинка, Маланино, Кочетовки. Работали мы тогда в труднейших условиях. Шла война. В классах было темно. Два окна из трех забито досками. Приносили из дома стулья, чтобы сидеть. Парты мы сбили из досок. В школе стоял адский холод. Нечем было топить. Я как директор школы, разрешала под свою ответственность, ходить детям с учителями на склады, где хранились дрова и тайком носить их в школу, чтобы обогреваться”. 
    Ученики писали на газетах - не было чистой бумаги, а тетрадей и в помине не имелось. Всё это они вынесли. Дети старались не огорчать учителей и своих родителей. Война осиротила многих детей. Нина Николаевна Морозова осталась сиротой, воспитывалась в детском доме в городе Кирове Калужской области с 1943 до 1952 года, но вернулась в Балабаново, став учителем русского языка и литературы в родной школе.
       Минули трудные 40-ые, вернулись в школу мужчины-учителя: бывший директор вечерней школы рабочей молодежи Николаев Н.О., Синицын В.П., назначенный директором семилетней школы, Баранов С.В.(военный руководитель), Ананьев С.С., ставший учителем истории в школе. 
    В январе 1953 года директором школы был назначен Виктор Алексеевич Горелов, тоже участник Великой  Отечественной войны. В те годы школа стала мала,  и на комсомольском собрании в мае 1955 года по предложению З. Сесюрко было принято решение о создании из числа старшеклассников стройотряда. Летом 1955 года молодые строители сделали двухэтажную пристройку к школе, а затем построили теплицу, гараж, фонтан, заложили фруктовый сад.
       Только в 1963 году в Балабаново была открыта средняя школа, директором которой был Виктор Алексеевич Горелов. Восьмилетняя школа продолжала функционировать, но уже под руководством Николая Лукьяновича Молдавана (директор школы до 1976 года), для детей Балабаново, улицы Московской и Дома отдыха.
       Зимой 1969 года военные строители заложили фундамент еще одной школы и… забыли.
    Только весной 1977 года, благодаря неимоверным усилиям и энтузиазму  завуча восьмилетней школы Киряниной А.И., “лед тронулся”, закипела работа. Не по дням, а по часам росло здание новой школы. 
       1 сентября 1977 года новая средняя школа №3 распахнула двери, радостно приняв в свои стены учащихся. Но надо было предметные кабинеты превратить в учебные классы. Учителя, закончив уроки и проводив детей по домам,  вместе с родителями до поздней ночи оформляли, оборудовали, красили свои кабинеты. Своим энтузиазмом, энергией заряжали педагогов и родителей директор школы Гольцова Маргарита Владимировна и завуч школы Жданова Ангелина Ивановна. В школе появились кабинеты образцового содержания: Ленинский зал, Зал боевой Славы.
       Прошло много  лет, на пенсии Гольцова М.В. , ушли из жизни Терехин В.М.(директор школы до 1994 года), Касаткина Людмила Кузьминична (директор школы до 1997 года). С 1997 года по 2021 год школой руководил Локтюхин Виктор Иванович. Более 10 лет школа работает в режиме опорной школы района по духовно-нравственному воспитанию школьников. В 2019 году открывается школьный краеведческий музей, в котором бережно хранятся предметы истории и быта нашей малой Родины.
    История продолжается, история пишется, но уже при новом директоре Криволуцкой Наталье Олеговне.
      Наша школа - это одиннадцать ступенек лестницы, по которой мы шагаем к вершинам знаний, к будущим успехам.

    Обучение  в нашей школе ведётся на основе ФГОС НОО, ФГОС ООО и ФГОС СОО. В 2021-2022 учебном году открыт 10 класс естественнонаучного профиля, в рамках которого предметами углубленного изучения являются химия, биология и математика.

    На каждой ступени обучения используются передовые технологии, работают элективные курсы, курсы по подготовки к ЕГЭ по предметам, кружки, секции. Учащиеся школы занимают призовые места в выставках, конкурсах, олимпиадах.

    Образование и формы обучения

    Форма обучения: очная, очно-заочная, форма семейного образования и самообразования.
    В школе сформировано 19 классов – комплектов:

    1 ступень: 1 – 4 классы;
    2 ступень: 5- 9 классы;
    3 ступень: 10 – 11 классы.

    Программа развития

    Главная цель Программы – создание учреждения, соответствующего принципам создания инновационных механизмов развития как основ формирования человеческого потенциала, профессиональных компетенций и социального обновления рынка труда с учетом региональной принадлежности.

    Задачи:

    • обеспечение высокого потенциала в школьном комплексе на освоение   различных направлений профессионального образования;
    • внедрение и развитие конвергентного образования согласно последним тенденциям в образовании;
    • обеспечение метапредметности в образовательном процессе, учитывая  повышения квалификации педагогов;
    • построение современной модели образования, ориентированной на решение задач инновационного развития экономики;
    • обеспечение перехода общеобразовательной школы (начальной школы) на новые федеральные государственные образовательные стандарты, направленные на внедрение компетентностного подхода и расширение спектра индивидуальных образовательных возможностей и траекторий для обучающихся;
    • развитие и вариативности и свободы выбора образовательных траекторий для участников образовательного процесса;
    • максимальное удовлетворение образовательных услуг жителей микрорайона в соответствии с возможностями и способностями ребенка через развитие вариативности образовательных программ;
    • проектирование и внедрение механизмов реализации принципа преемственности при переходе из начальной в основную школу;
    • внедрение технологий системно-деятельностного, компетентностно- ориентированного подхода в образовании для обеспечения формирования базовых компетентностей современного человека (информационной, коммуникативной, самоорганизации, самообразования;
    • создание внутришкольной системы управления качеством образования на основе совершенствования механизмов управления качеством;
    • интеграция возможностей языкового образования, проектной и исследовательской деятельности в целях формирования коммуникативной компетентности;
    • обеспечение в образовательном учреждении современных условий образовательного процесса в соответствии с переходом на новые образовательные стандарты;
    • регулярное обеспечение образовательным учреждением информации о своей деятельности потребителей и общественности, включая размещение такой информации на сайте.
       

    Фотографии

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie